Айсен Николаев: Якутия накопила уникальный опыт изучения вечной мерзлоты

ЯКУТИЯ. 31 марта — ULUS.MEDIA. В Якутске состоялась международная научно-практическая конференция по вопросам изменения климата и таяния вечной мерзлоты. О главных итогах конференции, о рисках и преимуществах, которые несут такие изменения РИА Новости рассказал Глава Республики Саха (Якутия) Айсен Николаев.
— Айсен Сергеевич, как на ваш взгляд прошла конференция по климату, что можно считать ее главным итогом? Удалось ли привлечь внимание международной научной общественности к проблеме таяния вечной мерзлоты для дальнейшей организации научно-исследовательской работы, новых практических мероприятий в этой сфере в Якутии?
— Конференция прошла на высоком уровне. Она проводилась под эгидой председательства России в Арктическом совете. На наш взгляд Россия, как самая большая по площади страна в Арктическом регионе, должна и может стать центром изучения процессов изменения климата в мировом масштабе, с подключением азиатских стран.
В работе конференции приняли участие академики, члены-корреспонденты РАН, ведущие специалисты научных и научно-образовательных учреждений России, КазахстанаКиргизииМонголииКитаяБразилииСША и Японии — в общей сложности порядка 500 экспертов.
Многие страны мира интересуются, как меняется климат именно в российской части Арктики. Поскольку этот процесс провоцирует дальнейшие климатические изменения в Азии — в Китае или в Индии.
Местом проведения конференции Якутия была выбрана не случайно — наша республика становится мостом, связующим Арктику с Азией. Кроме того, в Якутии накоплен уникальный опыт исследования вечной мерзлоты, основанный на многолетней работе Института мерзлотоведения СО РАН, а также Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, который сейчас активно развивает два вектора – арктический и азиатский.
То, что конференция носила практический характер, подтверждает ряд подписанных на площадке соглашений, в частности, АНО «Центр управления проектами НОЦ «Север» договорились о сотрудничестве с компанией XY Investment Group и Российско-азиатским консорциумом арктических исследований. Кроме того, на конференции заключено соглашение о сотрудничестве по вопросам изменения климата и таяния вечной мерзлоты между правительством Якутии, Росгидрометом, СО РАН, Северо-Восточным университетом имени М.К. Аммосова и республиканской Академией наук.
Важным результатом также стало то, что на конференции были заложены основы системной работы в отслеживании и реагировании на климатические изменения. Это, например, инициатива внедрения межведомственной системы государственного мониторинга и управления состоянием вечной мерзлоты в Арктической зоне для прогнозирования и регулирования изменений, а также создание профильной Ассоциации геокриологов России для координации работы специалистов по всей стране.
Теперь наша задача сделать конференцию регулярной международной экспертной площадкой и собирать научное сообщество в Якутске раз в два года.
— Как вы ранее отметили, в конференции участвовали эксперты из разных стран. Как влияет на работу научного сообщества политическая разобщенность в мире?
— Изменение климата не регулируется государственными границами, это вопрос глобальный. И зарубежное экспертное сообщество это очень четко понимает, ценит важность совместного поиска решений. В климатической конференции приняли участие 49 зарубежных экспертов, ученых, из них 22 приехали в Якутск, 27 участвовали в заочном формате.
Кроме того, текущая геополитическая ситуация в мире подталкивает все глобальные процессы к скорейшему развороту на Восток, и Якутия в этом процессе активно участвует. Уже в прошлом году СВФУ имени М.К. Аммосова совместно с международной организацией «Северный Форум» создали Российско-Азиатский консорциум арктических исследований (РАКАИ),
Объединивший организации, изучающие развитие Севера и Арктики, как в регионах России, причем не только арктических, но и в МосквеСанкт-ПетербургеТомске, так и в Китае, например, Океанологический университет Китая. В ближайших планах привлечение новых участников из Индии, Монголии и других азиатских стран.
— Вы отметили опыт Якутии в изучении процессов таяния мерзлоты. Может ли человек противодействовать глобальным природным процессам или речь скорее об адаптации к условиям? Предлагают ли ученые Якутии меры для снижения рисков и угроз?
— Адаптация и противодействие климатическим рискам — две стратегии, не исключающие, а дополняющие друг друга. С одной стороны, в промышленно-развитых районах контроль за снижением парниковых газов имеет ключевое значение. С другой – при строительстве инфраструктуры необходимо учитывать долгосрочные прогнозы состояния вечной мерзлоты для обеспечения устойчивости сооружений на десятилетия вперед.
В республике многие годы ведется работа по изучению территории вечной мерзлоты. На территории республики оборудованы 8 станций по наблюдению за изменением природной среды. Учёные Якутии могут спрогнозировать изменения климатической системы до 2100 года. Кроме того, наши специалисты занимаются оценкой гидрологических рисков и ищут способы их минимизации, а также разрабатывают решения для восстановления территорий с нарушенным теплообменом и сохранения многолетней мерзлоты.
Мы понимаем, что глобальные климатические изменения неизбежны и готовимся к ним. И, в тоже время, ценим уникальные свойства нашей природы сохраняем и используем их. Хороший пример – эксперименты по долговременному хранению семян растений в толще многолетней мерзлоты.
— Продолжая обозначенную тему рисков – экономических, экологических, социальных, – что несет изменение климата для республики?
— Вся континентальная территория Якутии представляет собой зону сплошной многовековой мерзлоты, только на юго-западе она становится прерывистой.
Глобальные тенденции показывают, что на севере климат меняется быстрее, чем в среднем на планете. Простой пример: за весь индустриальный период с 1850 года температура воздуха на Земле выросла в среднем на 1,1 градуса, а в Якутии только за последние 30 лет температура выросла в среднем на 1,4 градуса. Экологические риски связаны с потерей биоразнообразия в хрупких северных экосистемах.
Реакция многолетней мерзлоты, например, повышение её температуры или вытаивание подземных льдов, дестабилизирует инфраструктуру, требует внедрения иных практик строительства на территории криолитозоны, приводит к затратам на перенос зданий на безопасные участки населенных пунктов. Поэтому вопрос мониторинга изменений климата – это не сугубо научный, а очень прикладной в экономическом и социальном смысле вопрос.
— По оценкам Минприроды РФ, деградация вечной мерзлоты оказывается причиной 29% потерь при добыче нефти и газа, а также вызывает проблемы в строительстве железных и автомобильных дорог. Кроме того, уже даже подсчитали примерный ущерб от деградации мерзлоты к 2050 году – не менее 5 триллионов рублей. В Якутии разделяют эти опасения?
— Безусловно, деградация вечной мерзлоты несет экономические, инфраструктурные и социальные риски. Именно поэтому мы на региональном уровне приняли план адаптации к климатическим изменениям. Этот план предполагает совершенно конкретные действия по минимизации возможного ущерба.
В июле 2019 года введена железная дорога до поселка Нижний Бестях, которая пролегает по территории вечной мерзлоты. Для обеспечения устойчивости и надежности на объекте проводятся охлаждающие мероприятия, минимизирующие риски деградации мерзлоты. Кроме того, особенности грунта учитывались на этапе проектирования: для дороги были разработаны специальные технологические решения. Работа ученых и инженеров показала свою эффективность – с момента укладки полотна в 2011 году дефектов из-за таяния вечной мерзлоты не обнаружено.
Другой пример – применение цифровых технологий контроля состояния мерзлоты при подземном хранении резервов топлива. Институт мерзлотоведения в ходе многолетнего эксперимента подтвердил, что используемые технологии эффективны, безопасны и экологичны.
— Мнения экспертов по динамике состояния вечной мерзлоты, в том числе и якутских, расходятся. Одни бьют тревогу по поводу таяния мерзлоты, другие говорят о том, что потепление – это не катастрофа… Испытывает ли республика уже сегодня реальные проблемы из-за потепления климата? Если да, в чем они выражаются?
— Климатические изменения становятся причиной роста лесных пожаров в республике, выхода наледи на дорожное полотно (подобные случаи фиксировались на автотрассе в Мирнинском районе) и повреждения инфраструктурных объектов. И это лишь несколько примеров. В природе все взаимосвязано и дальнейшее потепление скажется не только на погоде и состоянии грунтов, но и на животном и растительном мире.
Наша главная задача – минимизировать наносимый природе ущерб и адаптироваться к неизбежным изменениям.
— Айсен Сергеевич, еще одна важная тема для республики — северный завоз. До настоящего времени деятельность в сфере северного завоза законодательно не была урегулирована — какая работа ведется для организации системного подхода?
— Северный завоз — одна из наиболее ответственных задач властей для обустройства безопасной жизни на Севере. В 1990-е годы транспортно-логистическая система обеспечения северных районов была разрушена. Сейчас мы её восстанавливаем.
С подачи президента на федеральном уровне был подготовлен законопроект о северном завозе, который в конце марта был принят в первом чтении. Этот документ должен закрепить гарантии государства по снабжению северных районов и обеспечить доступную цену на основные продукты питания и медикаменты. Кроме того, законопроект установит правила планирования, организации и управления северным завозом, правила взаимодействия органов власти разных уровней, определит их полномочия и ответственность в сложном процессе северного завоза.
С точки зрения оптимизации северного завоза Якутия заинтересована в развитии Северного морского пути как будущего драйвера развития России.
Фото: РИА Новости

Читайте нас в:

Айсен Николаев: Якутия накопила уникальный опыт изучения вечной мерзлоты

ЯКУТИЯ. 31 марта — ULUS.MEDIA. В Якутске состоялась международная научно-практическая конференция по вопросам изменения климата и таяния вечной мерзлоты. О главных итогах конференции, о рисках и преимуществах, которые несут такие изменения РИА Новости рассказал Глава Республики Саха (Якутия) Айсен Николаев.
— Айсен Сергеевич, как на ваш взгляд прошла конференция по климату, что можно считать ее главным итогом? Удалось ли привлечь внимание международной научной общественности к проблеме таяния вечной мерзлоты для дальнейшей организации научно-исследовательской работы, новых практических мероприятий в этой сфере в Якутии?
— Конференция прошла на высоком уровне. Она проводилась под эгидой председательства России в Арктическом совете. На наш взгляд Россия, как самая большая по площади страна в Арктическом регионе, должна и может стать центром изучения процессов изменения климата в мировом масштабе, с подключением азиатских стран.
В работе конференции приняли участие академики, члены-корреспонденты РАН, ведущие специалисты научных и научно-образовательных учреждений России, КазахстанаКиргизииМонголииКитаяБразилииСША и Японии — в общей сложности порядка 500 экспертов.
Многие страны мира интересуются, как меняется климат именно в российской части Арктики. Поскольку этот процесс провоцирует дальнейшие климатические изменения в Азии — в Китае или в Индии.
Местом проведения конференции Якутия была выбрана не случайно — наша республика становится мостом, связующим Арктику с Азией. Кроме того, в Якутии накоплен уникальный опыт исследования вечной мерзлоты, основанный на многолетней работе Института мерзлотоведения СО РАН, а также Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, который сейчас активно развивает два вектора – арктический и азиатский.
То, что конференция носила практический характер, подтверждает ряд подписанных на площадке соглашений, в частности, АНО «Центр управления проектами НОЦ «Север» договорились о сотрудничестве с компанией XY Investment Group и Российско-азиатским консорциумом арктических исследований. Кроме того, на конференции заключено соглашение о сотрудничестве по вопросам изменения климата и таяния вечной мерзлоты между правительством Якутии, Росгидрометом, СО РАН, Северо-Восточным университетом имени М.К. Аммосова и республиканской Академией наук.
Важным результатом также стало то, что на конференции были заложены основы системной работы в отслеживании и реагировании на климатические изменения. Это, например, инициатива внедрения межведомственной системы государственного мониторинга и управления состоянием вечной мерзлоты в Арктической зоне для прогнозирования и регулирования изменений, а также создание профильной Ассоциации геокриологов России для координации работы специалистов по всей стране.
Теперь наша задача сделать конференцию регулярной международной экспертной площадкой и собирать научное сообщество в Якутске раз в два года.
— Как вы ранее отметили, в конференции участвовали эксперты из разных стран. Как влияет на работу научного сообщества политическая разобщенность в мире?
— Изменение климата не регулируется государственными границами, это вопрос глобальный. И зарубежное экспертное сообщество это очень четко понимает, ценит важность совместного поиска решений. В климатической конференции приняли участие 49 зарубежных экспертов, ученых, из них 22 приехали в Якутск, 27 участвовали в заочном формате.
Кроме того, текущая геополитическая ситуация в мире подталкивает все глобальные процессы к скорейшему развороту на Восток, и Якутия в этом процессе активно участвует. Уже в прошлом году СВФУ имени М.К. Аммосова совместно с международной организацией «Северный Форум» создали Российско-Азиатский консорциум арктических исследований (РАКАИ),
Объединивший организации, изучающие развитие Севера и Арктики, как в регионах России, причем не только арктических, но и в МосквеСанкт-ПетербургеТомске, так и в Китае, например, Океанологический университет Китая. В ближайших планах привлечение новых участников из Индии, Монголии и других азиатских стран.
— Вы отметили опыт Якутии в изучении процессов таяния мерзлоты. Может ли человек противодействовать глобальным природным процессам или речь скорее об адаптации к условиям? Предлагают ли ученые Якутии меры для снижения рисков и угроз?
— Адаптация и противодействие климатическим рискам — две стратегии, не исключающие, а дополняющие друг друга. С одной стороны, в промышленно-развитых районах контроль за снижением парниковых газов имеет ключевое значение. С другой – при строительстве инфраструктуры необходимо учитывать долгосрочные прогнозы состояния вечной мерзлоты для обеспечения устойчивости сооружений на десятилетия вперед.
В республике многие годы ведется работа по изучению территории вечной мерзлоты. На территории республики оборудованы 8 станций по наблюдению за изменением природной среды. Учёные Якутии могут спрогнозировать изменения климатической системы до 2100 года. Кроме того, наши специалисты занимаются оценкой гидрологических рисков и ищут способы их минимизации, а также разрабатывают решения для восстановления территорий с нарушенным теплообменом и сохранения многолетней мерзлоты.
Мы понимаем, что глобальные климатические изменения неизбежны и готовимся к ним. И, в тоже время, ценим уникальные свойства нашей природы сохраняем и используем их. Хороший пример – эксперименты по долговременному хранению семян растений в толще многолетней мерзлоты.
— Продолжая обозначенную тему рисков – экономических, экологических, социальных, – что несет изменение климата для республики?
— Вся континентальная территория Якутии представляет собой зону сплошной многовековой мерзлоты, только на юго-западе она становится прерывистой.
Глобальные тенденции показывают, что на севере климат меняется быстрее, чем в среднем на планете. Простой пример: за весь индустриальный период с 1850 года температура воздуха на Земле выросла в среднем на 1,1 градуса, а в Якутии только за последние 30 лет температура выросла в среднем на 1,4 градуса. Экологические риски связаны с потерей биоразнообразия в хрупких северных экосистемах.
Реакция многолетней мерзлоты, например, повышение её температуры или вытаивание подземных льдов, дестабилизирует инфраструктуру, требует внедрения иных практик строительства на территории криолитозоны, приводит к затратам на перенос зданий на безопасные участки населенных пунктов. Поэтому вопрос мониторинга изменений климата – это не сугубо научный, а очень прикладной в экономическом и социальном смысле вопрос.
— По оценкам Минприроды РФ, деградация вечной мерзлоты оказывается причиной 29% потерь при добыче нефти и газа, а также вызывает проблемы в строительстве железных и автомобильных дорог. Кроме того, уже даже подсчитали примерный ущерб от деградации мерзлоты к 2050 году – не менее 5 триллионов рублей. В Якутии разделяют эти опасения?
— Безусловно, деградация вечной мерзлоты несет экономические, инфраструктурные и социальные риски. Именно поэтому мы на региональном уровне приняли план адаптации к климатическим изменениям. Этот план предполагает совершенно конкретные действия по минимизации возможного ущерба.
В июле 2019 года введена железная дорога до поселка Нижний Бестях, которая пролегает по территории вечной мерзлоты. Для обеспечения устойчивости и надежности на объекте проводятся охлаждающие мероприятия, минимизирующие риски деградации мерзлоты. Кроме того, особенности грунта учитывались на этапе проектирования: для дороги были разработаны специальные технологические решения. Работа ученых и инженеров показала свою эффективность – с момента укладки полотна в 2011 году дефектов из-за таяния вечной мерзлоты не обнаружено.
Другой пример – применение цифровых технологий контроля состояния мерзлоты при подземном хранении резервов топлива. Институт мерзлотоведения в ходе многолетнего эксперимента подтвердил, что используемые технологии эффективны, безопасны и экологичны.
— Мнения экспертов по динамике состояния вечной мерзлоты, в том числе и якутских, расходятся. Одни бьют тревогу по поводу таяния мерзлоты, другие говорят о том, что потепление – это не катастрофа… Испытывает ли республика уже сегодня реальные проблемы из-за потепления климата? Если да, в чем они выражаются?
— Климатические изменения становятся причиной роста лесных пожаров в республике, выхода наледи на дорожное полотно (подобные случаи фиксировались на автотрассе в Мирнинском районе) и повреждения инфраструктурных объектов. И это лишь несколько примеров. В природе все взаимосвязано и дальнейшее потепление скажется не только на погоде и состоянии грунтов, но и на животном и растительном мире.
Наша главная задача – минимизировать наносимый природе ущерб и адаптироваться к неизбежным изменениям.
— Айсен Сергеевич, еще одна важная тема для республики — северный завоз. До настоящего времени деятельность в сфере северного завоза законодательно не была урегулирована — какая работа ведется для организации системного подхода?
— Северный завоз — одна из наиболее ответственных задач властей для обустройства безопасной жизни на Севере. В 1990-е годы транспортно-логистическая система обеспечения северных районов была разрушена. Сейчас мы её восстанавливаем.
С подачи президента на федеральном уровне был подготовлен законопроект о северном завозе, который в конце марта был принят в первом чтении. Этот документ должен закрепить гарантии государства по снабжению северных районов и обеспечить доступную цену на основные продукты питания и медикаменты. Кроме того, законопроект установит правила планирования, организации и управления северным завозом, правила взаимодействия органов власти разных уровней, определит их полномочия и ответственность в сложном процессе северного завоза.
С точки зрения оптимизации северного завоза Якутия заинтересована в развитии Северного морского пути как будущего драйвера развития России.
Фото: РИА Новости


Читайте дальше

Юмор ЧП Спорт СВО Отдых Обо всём Мир Культ