Недавняя дискуссия о присвоении названия «Площадь Республики» обновленной части площади Ленина в Якутске вышла на федеральный уровень. Точкой зрения на этот счет весьма эмоционально поделился лидер КПРФ Геннадий Зюганов. Теперь московские аналитики просчитывают риски Зюганова в качестве руководителя партии. Недостойные высказывания Зюганова справедливо вызвали негативную реакцию у населения республики. Как считает народный поэт Якутии Наталья Харлампьева, история имеет свойство повторяться, и действия Зюганова можно рассматривать как попытку навязать свою волю региону.
В контексте этой дискуссии она вспомнила случай из 1988 года, когда якутский ученый, политик Алексей Томтосов проходил собеседование в аппарате ЦК КПСС на должность заведующего идеологическим отделом Якутского обкома партии. Во время беседы с Зюгановым, который тогда занимал пост заместителя заведующего идеологическим отделом ЦК, Томтосов столкнулся с неожиданной агрессией и обвинениями в национализме:
— Я же в эти дни вспоминаю беседу с Алексеем Александровичем Томтосовым (надеюсь, кто он — объяснять читателям не надо), он рассказал тогда о том, как проходил собеседование в аппарате ЦК КПСС в 1988 году в качестве кандидата на должность заведующего идеологическим отделом Якутского обкома партии.
Собеседование шло своим чередом, пока он не зашел к Геннадию Андреевичу Зюганову, который в то время был заместителем заведующего идеологическим отделом ЦК КПСС. Томтосов знал его – они в одно время были секретарями обкомов комсомола – Зюганов в Орловской области, Томтосов в Якутии. Часто виделись на пленумах ЦК ВЛКСМ, были в одной группе на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Берлине. Друзьями они не были, но были достаточно хорошо знакомы и потому Томтосов никак не ожидал от него агрессии.
— Знаем мы ваши настроения, ваш национализм. Вы можете выйти отсюда вообще никем! – сказал Зюганов враждебным тоном.
— Почему вы со мной так разговариваете? – удивленно спросил Томтосов.
— Потому что знаю, что у вас там творится в Якутии, – резко ответил Зюганов.
Томтосов вышел из его кабинета обескураженным. Конечно, в ЦК в то время свежи были разговоры о так называемых студенческих волнениях 1986 года, квалифицированных как националистические, но стоило ли одному из ведущих идеологов партии так разговаривать со своим, так сказать, солдатом? Впрочем, как вспоминает Томтосов, чуть позже Зюганов сам подошел к нему и сказал: «Это я, Алексей, чтоб тебе стало понятно, насколько тут все сложно…»
Эпизод небольшой и вряд ли сам Зюганов о нем помнит, но, если поразмышлять в свете цикличного и спиралевидного развития истории, весьма показательный. Казалось бы,сегодня политику федерального уровня так безапелляционно поучать руководителя региона и пытаться навязать свою волю, в общем-то негоже. Или Геннадию Андреевичу снова захотелось отыграться на ком-то, чтобы всем стали понятны сложности текущего дня? Спирали истории никто не отменял, но… Впрочем, вывод о предвзятости по отношению лидера КПРФ к Якутии напрашивается сам собой.
Фото: Улус.Медиа
Читайте нас в:
