Биирдээх Настааччыйа-Анастасия Ивановна Прокопьева-Дьячковская (1887-1968)
Родилась в Хомустахском наслеге Намского улуса. Их было тридцать братьев и сестер. 27 декабря 1937 года в первом Одунинском наслеге Горного района, где она проживала, познакомился с ней собиратель якутского фольклора В.Н.Дмитриев. Тогда он записал воспоминания Настааччыйа о ее жизни, пишет газета «Сила труда».
По воспоминаниям самой Анастасии Ивановны, в возрасте 11 лет однажды она впала в обморок и затем потеряла рассудок, вследствие чего ее уложили в закуток, приготовленный за печью, где она пролежала целых три года. Как только она начала выздоравливать, в 14 лет ее выдали замуж за человека из Кобяйского наслега. После трех лет жизни в Кобяи муж развелся с ней из-за ее кликушества и камланий. В 29 лет она вышла замуж второй раз в Горном улусе, стала ездить с шаманскими камланиями по Горному и Вилюйскому улусам, затем вернулась на родину и осела там, камлать ходила только по вызовам. По ее словам, когда она, придя к больному, начинала камлать, то постепенно входила в такое состояние когда и сама не знала, о чем говорит, но все прозвучавшее оказывалось правдой. Она умела исцелять от сумасшествия, знала средства привлечения таких духов, как Ынахсыт, Байанай. Кроме этого, по ее воспоминаниям, она видела внутреннее, душевное состояние человека, делала привороты, когда молодые люди хотели быть вместе, совершала действия для отвода глаз. Когда В.Н.Дмитриев встречался с ней, она уже 11 лет как прекратила шаманить. Однако призналась, что тайком совершает камлание в заброшенных усадьбах, хоронясь от людей. Она считала себя не удаганкой, а шаманом ойуун.
Приворот на мужчину
“В 1918 году, когда мне было 29 лет, здесь в Горном улусе меня позвали к богатому старику Ньыха Кюерякин для излечения ног. Прибыв туда, камлала в первую ночь, затем устроила передышку перед камланием во вторую ночь. Вдруг вижу, сидит один белолицый парень, потроша на стуле окурки. Чувствую что мне, незамужней женщине, захотелось его, и я сказала себе: “А давай-ка я приворожу его, сведу с ума и притяну к себе”. Вышла на улицу, сорвала три листочка табака, заговорила, поплевала, потом, зайдя, протянула их тому парню. “Возьми, дружок, тебе ведь нужен табак, кури”, – сказала я. А парень с радостью взял. Ну и вот, с тех пор парень совсем потерял голову, ходил за мной как привязанный. Вскоре мы с ним стали близки и до сих пор замечательно живем вместе. Он, мой второй муж, Курулаан Николай, оказался тоже шаманом, так что прожили мы с ним, зарабатывая на жизнь шаманством”.
Из книги Розалии Бравиной “Шаманы избранники небес и духов”.
Рисунок Елены Дьячковской
Читайте нас в:
