Восточный экономический форум для Якутии является одним из важных мероприятий. В этом году регион представляет свой туристический и инвестиционный потенциал. О подписании соглашений, реализации мастер-планов, газификации и строительстве объектов в интервью «Интерфаксу» на полях ВЭФ рассказал глава Якутии Айсен Николаев.
— Айсен Сергеевич, какие ожидания от нынешнего форума?
— ВЭФ — это главный форум для регионов Дальнего Востока. Среди важнейших тем — энергетический и транспортный каркас республики, работа с инвесторами, институтами развития. В этом году у нас запланировано подписание 25 соглашений на сумму свыше 160 миллиардов рублей.
Есть такие стратегически важные проекты, как развитие глубоководного порта Найба — подписываем документ с Корпорацией развития Дальнего Востока. Договорились о модернизации систем теплоснабжения в Оймяконском районе, расширении проекта «Синергия Арктики» по строительству ВОЛС в Арктике.
Запланировано также сотрудничество с регионами. Например, уже заключили соглашение с Хабаровским краем и Амурской областью. С Хабаровским краем подписали еще и отдельные соглашения, связанные с портом Эльга в рамках строящейся Тихоокеанской железной дороги, которая в перспективе свяжет БАМ и побережье Охотского моря. Мы очень надеемся, что в октябре уже стык произойдет, на год раньше плана.
— В повестке форума очень много вопросов про мастер-планы. Каждый день — сессии, связанные с этим. Расскажите, что за прошедший год удалось реализовать в Якутии?
— Мастер-планы, утвержденные в прошлом году президентом страны, сейчас начали активно реализовываться на Дальнем Востоке. Конечно же это не просто набор объектов. Это целая стратегия развития тех или иных агломераций крупных дальневосточных городов, их экономик.
Что касается Якутска, то у нас сегодня реализуется ряд проектов по благоустройству, созданию новых общественных пространств. Это реконструкция центральной площади города, создание общественного пространства вокруг озера Сайсары — священного для якутян озера. Здесь создаются новая пешеходная зона, места отдыха. Ведется обустройство набережной реки Лена в районе городского пляжа им. Романа Дмитриева, нашего первого олимпийского чемпиона.
Кроме того, строятся новые социальные объекты, в первую очередь, школы. Сейчас в Якутске возводится 10 новых зданий. Никогда такого у нас не было. Так, 1 сентября было открыто новое здание Кадетской школы.
В рамках мастер-плана появятся объекты здравоохранения, культуры. Конечно же, главный проект для мастера-плана Якутска — это строительство Ленского моста. Сейчас проект начинает уже переходить из подготовительной стадии в практическую, в стадию строительства непосредственно самого мостового перехода.
Что касается мастер-плана Нерюнгри, то там, наряду с благоустройством общественных пространств, с ремонтом уличной дорожной сети, идет очень активно реконструкция комплекса зданий районной больницы. Для Нерюнгри, по опросам жителей, самой большой проблемой было состояние системы здравоохранения. В этом году мы уже должны закончить реконструкцию двух зданий ЦРБ.
Реализация мастер-планов, в первую очередь, направлена на улучшение качества жизни людей, которые живут в этих городах.
— Вы уже упомянули мост через Лену. Какие конкретно сейчас ведутся работы?
— Сейчас идут работы по установке бетонных заводов с двух сторон реки Лена, которые будут задействованы в стройке. Кроме того, ведется подготовка к монтажу временного моста через Табагинскую протоку, чтобы в следующем году проводить работу непосредственно на самом русле.
Также готовятся строительные конструкции, которые необходимы для установки свай, пилонов моста. После всех подготовительных работ в планах в следующем году уже выйти на работу на русле реки Лена.
— Давайте перейдем к газификации. Каков сейчас актуальный процент газификации региона, удается ли идти в ногу с «Газпромом» и, может быть, даже опережать?
— Социальная газификация реализуется по поручению президента России, республиканская компания «Сахатранснефтегаз» выступает региональным оператором «Газпрома». То есть нет здесь никакой конкуренции, напротив, мы исполняем эту программу совместно.
Что касается темпов работ, то здесь у нас — хорошие результаты. Якутия стабильно входит в первые 20 регионов страны по темпам догазификации. Всего в этом году в республике должны быть газифицированы около 1,9 тыс. домов. Есть полная уверенность в том, что эти планы будут выполнены.
— Когда будет завершено строительство газопровода от ГРС Мурья до поселков в Ленском районе Якутии?
— Эта работа будет завершена в 2025 году. Практически заканчивается строительство самого газопровода. Но понятно, что должны быть построены еще и внутрипоселковые сети, проведены работы по берегоукреплению. В следующем году, как и планировали, все это будет введено в строй.
— Успеваете ли со строительством «Жатайской судоверфи»? Регион планировал найти 1 млрд рублей на достройку объекта самостоятельно. Удалось ли это сделать?
— Строительство «Жатайской судоверфи» идет активными темпами, вопросов по финансированию нет. С нашим финансовым партнером — Сбербанком — решение нашли.
По самой стройке еще до передачи нам акций — в тот период, когда они были у Росимущества — мы совместно провели детальный аудит объекта. По его итогам расторгли договор с генеральным подрядчиком, потому что темпы его работы не устраивали ни нас, ни федеральное правительство.
В ходе экспертизы обнаружили определенные отклонения от проекта. Не критичные, но требующие внесения определенных изменений в проектно-сметную документацию, а также проведения определенных дополнительных работ.
Прохождение всего этого комплекса согласований, в особенности через федеральную госэкспертизу, занимает определенное время. Есть понимание, что в следующем году Жатайская судоверфь будет введена. Компания подготовила среднесрочную программу строительства флота на 2025-2030 годы, которая предусматривает строительство 50 новых судов.
— А как обстоят сейчас дела с вывозом угля, и хватает ли провозных мощностей?
— Мощностей в восточном направлении сейчас никому не хватает. Хотя РЖД, в целом, выполняет те планы отгрузки угля по якутским компаниям, которые согласовали с ними в конце 2023 года. Конечно есть вопросы по отдельным предприятиям, но мы их решаем в ручном режиме — и с руководством РЖД, и с руководством угольных компаний.
Как и все, мы недовольны объемами, которые у нас идут по вывозу угля — они нас ограничивают. Вместе с тем понимаем, что сейчас главная задача, чтобы с обоих сторон было взаимопонимание, чтобы эти графики исполнялись.
— Как сейчас обстоят дела у авиакомпании «Якутия»? Недавно гендиректор на прямой линии объявил о том, что планирует приобрести новый самолет. Когда это будет сделано?
— Что касается авиакомпании «Якутия», то ее финансовое положение улучшилось благодаря поддержке бюджета республики, неплохой работе совместно с компанией «Аврора», эксплуатации Суперджетов.
Сегодня проблема больше в том, что самолетов не хватает. Авиакомпания могла бы летать чаще. Сейчас ждем решений по поставкам новых Ту-214, чтобы запустить самолеты по ряду маршрутов. На самом деле, достаточно много направлений, по которым видим интерес жителей республики. Это и полеты внутри России, и в страны СНГ. Также много заявок на полеты из Якутска в Китай.
Вместе с тем пока для нас ограничивающий фактор сегодня даже не финансовое положение авиакомпании, а больше все-таки отсутствие самолетов.
— Планируется ли, что уже в этом году вырастет пассажиропоток? Или из-за нехватки самолетов он останется на уровне 2023 года?
— Он останется на уровне 2023 года, но, может быть, с некоторым ростом.
Фото: Андрей Сорокин, ЯСИА
Читайте нас в: