В Республиканском обществе инвалидов ВОИ часто поступают обращения юридического характера. С марта 2019 года данная общественная организация осуществляет правовую защиту прав инвалидов, предоставляя услуги бесплатно. Об этом рассказал юрист ЯРО ВОИ, заслуженный юрист РС(Я) Геннадий Басыгысов:
— Для обеспечения прав инвалидов существуют два государственных механизма защиты: обращение в органы прокуратуры РФ и судебная защита, которая является наиболее эффективным средством. Наша общественная организация защищает права инвалидов, членов своего общества.
За промежуток времени с начала 2023 года в Республиканское общество инвалидов ВОИ обратилось 204 инвалида. Ежедневно мы получаем в среднем 3-4 обращения, а из них 64 получили письменные ответы. Мы направили 32 письма в суд, прокуратуру и другие органы г. Якутска, включая 18 исковых заявлений. В результате было удовлетворено 13 исковых заявлений, рассмотрены 5 апелляционных и 2 кассационные жалобы. Дополнительно, мы предоставили 45 письменных консультаций, составили 11 ходатайств, подготовили 6 предложений и отправили 12 запросов.
В последние месяцы мы обратились с 7 ходатайствами к государственным и муниципальным органам. К примеру, мы попросили МКУ «ДЖО» переселить инвалида-колясочника в другое жилье после пожара в ее квартире. Руководство МКУ «ДЖО» ответило, что они уже занялись переселением ее в комнату маневренного фонда. В текущем году были удовлетворены 8 исковых заявлений. Среди заявителей были 4 сироты-инвалиды и 4 тяжелобольных людей из первой и второй группы инвалидности, которым нужно было предоставить жилье.
Согласно Федеральному закону «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», решения учреждения медико-социальной экспертизы, включая индивидуальные программы реабилитации и абилитации инвалидов, обязательны для исполнения государственными органами, органами местного самоуправления и организациями всех организационно-правовых форм и форм собственности. Вопросы медицинского характера, связанные с установлением инвалидности или повышением ее группы, часто вызывают трудности. То же самое касается назначения пенсии.
Например, жительница Нюрбы, гражданка Т., обратилась в ГУ УПФ РФ в Нюрбинском улусе РС (Я) с проблемой оформления пенсии по старости. В сентябре 2019 года она узнала из СМИ, что матерям детей-инвалидов включают ежемесячные компенсационные выплаты в расчет пенсии с 1 января 2013 года. Т. подала заявление о перерасчете пенсии в соответствии со ст.32 п.1.1 Федерального закона «О страховых пенсиях». Заявление было удовлетворено, но материальную выплату, не полученную вовремя из-за пенсионного органа, ГУ УПФ РФ выплатило Т. в соответствии со ст.32 п.6 Федерального закона «О страховых пенсиях». В январе 2020 года Т. снова обратилась в ГУ УПФ РФ в Нюрбинском улусе РС(Я) с просьбой перерасчета пенсии с 2010 года в соответствии со ст.26 и ст.32 ФЗ-400 «О страховых пенсиях». В ходе судебного процесса ГУ УПФ РФ предоставило все требуемые суммы компенсационных выплат, о которых просила Т.
Гражданка Ш., 47-летняя женщина, инвалид 2 группы, столкнулась с лишением родительской опеки еще в детстве. Сначала она попала под опеку детского сада «Малютка» в г. Якутске, затем в течение 7 лет проживала и получала образование в специализированной коррекционной школе-интернате №2. Впоследствии ее направили в Нерюнгринский район. Также жила в поселке Капитоновка. 23 мая 2017 года комиссия Окружной администрации г. Якутска отказала включить гражданку Ш. в государственный реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, объяснив это тем, что ей больше 23 лет. Суд взял на себя заботу о защите интересов гражданки, отметив, что Ш. является инвалидом 2 группы с детства и страдает умственной отсталостью, что делает ее неспособной полностью защитить свои права и интересы. Суд также указал на то, что отдел опеки и попечительства не предпринял необходимых мер, чтобы обеспечить гражданку Ш. жильем. Важно обратить особое внимание на случаи, когда инвалиды-сироты или лица, покинувшие своих родителей, не обращаются в отдел опеки и попечительства до достижения 23 лет. Защита прав и интересов детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, включая обеспечение их жильем, лежит на плечах органов опеки и попечительства. Должна быть проведена оценка действий этих органов, почему бывает так, что тот или иной ребенок-сирота не получает необходимого жилья. Однако в настоящее время органы опеки и попечительства исключают из государственного реестра сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по достижении ими возраста 23 лет, хотя это является несправедливым решением.
В последнее время мы получаем обращения от участников СВО, которым мы стараемся оказать максимальную поддержку. Одно из таких обращений было направлено нам военнослужащим С. , который был ранен. Ситуация, в которой он оказался, была достаточно сложной. Он жил со своей матерью в аварийной квартире в микрорайоне Кангалассы города Якутска. Раньше он служил в ВС РФ и жил и работал в общежитии предприятия. Из-за определенных обстоятельств ему пришлось сняться с прописки в своей квартире. Здесь стоит упомянуть, что МКУ «ДЖО» настоятельно противилось идее прописки С. в аварийном доме. Было очевидно, что если мать умрет, С. мог бы быть выселен из квартиры.
Мы обратились к Окружной администрации и просили им урегулировать эту ситуацию. Мы подали исковое заявление в суд с просьбой рассмотреть проблему, и суд решил в нашу пользу. Решение суда было основано на том, что гражданин С. всегда жил в данной квартире вместе со своей семьей, и это было отражено в ордере на квартиру. К тому же, временное отсутствие в городе Якутске и проживание в другом месте не являются достаточным основанием для отказа в прописке в этой квартире. Ведь последние 16 лет С. проживал вместе с матерью в этой квартире. Сейчас он является военнослужащим, находящимся в зоне СВО, и у него есть все основания проживать в родной квартире.
Или дело гражданина Ш. Сейчас гражданин Ш. подал исковое заявление в суд, связанное с его потерей левой руки. Он получил протез, собранный в Якутске, но он оказался неподходящим как по качеству, так и по размеру. В настоящий момент дело находится на рассмотрении суда.
Другим примером является дело в апелляционном суде, связанное с восстановлением на работу военнослужащего П., находящегося в зоне СВО. Автотранспортное предприятие уволило его по причине не прохождения испытательного срока. Однако срок испытательного срока уже истек, и он был мобилизован в сентябре 2021 года. Тогда администрация издала приказ об увольнении.
Когда он прибыл в Якутск в отпуск, почти через год после мобилизации, администрация автопредприятия ознакомила и вручила приказ, где он расписался. Хотели вручить трудовую книжку, но он отказался ее принять. Тогда работники просто засунули в карман рубашки трудовую книжку, нигде он не расписывался о получении трудовой книжки.
Суд не удовлетворил его иск, и в настоящее время дело рассматривает апелляционная инстанция. Вот так администрация данного предприятия встретила военнослужащего П., мобилизованного в зону СВО. После, 64-летний военнослужащий П., заключив контракт, выполняя свой конституционный долг, вернулся в свою часть, где служит водителем.
Читайте нас в: