Термин «Капитан индустрии (Captain of industry)» был введен шотландским историком и философом Томасом КАРЛАЙЛОМ. Советская пропаганда «капитанами промышленности» называла руководителей не только индустрии, но и народного хозяйства. Матвей ЕВСЕЕВ, Сергей ЛАРИОНОВ и Василий ШИМОХИН – ровесники. Шимохин родился в 1963 году, а Евсеев и Ларионов – в 1964 году. Евсеев руководил «Алмазами Анабара», Ларионов возглавляет Ленское пароходство, Шимохин – начальник железнодорожного хозяйства республики. Их всех троих выдвинул Вячеслав ШТЫРОВ, пишет «SakhaLife».
В Якутии было много капитанов промышленности, наиболее известными являлись строитель Вилюйской ГЭС Евгений БАТЕНЧУК, построивший большинство объектов Южно-Якутского территориально-производственного комплекса Виктор БОЧАРОВ, первый глава треста «Якуталмаз» Виктор ТИХОНОВ, его преемник Лев СОЛДАТОВ. Все они стали Героями социалистического труда.
Последними прославленными советскими капитанами индустрии в народной памяти остались возглавлявший «Якутзолото» Герой соцтруда Тарас ДЕСЯТКИН и Спартак БОРИСОВ, построивший практически все крупнейшие промышленные объекты республики 1980-х годов. Борисов не успел получить Героя, хотя был представлен – СССР развалился.
Сейчас, сопоставляя этих титанов с нынешними руководителями, многие склонны считать, что «начальники измельчали». С таким утверждением трудно согласиться – просто не стало грандиозных строек, масштабных проектов, ибо, чем больше размах дела, тем выше возносятся те, кто рулит этими процессами, тем ярче и выпуклее проявляются их лидерские и организаторские способности.
В качестве примера приведу историю одного молодого саха, которого забросили в тундру (не в Якутии) с заданием развернуть на пустом месте добычу высококачественного угля открытым способом и его транспортировку в Европу. С этой эпопеей я знаком досконально, сохранил много фото и видео – как возник поселок, как началась добыча, как перегружали уголь в суда, которых сопровождали ледоколы «Росатомфлота». Высокая степень сложности задачи повышает уровень самоотдачи личности, если есть большой внутренний потенциал. Сейчас этот парень трудится в другом регионе на хорошей позиции и, надеюсь, масштаб решаемых им задач будет расти. Поэтому не называю его имени.
***
25 лет назад 34-летний Матвей Евсеев взялся организовать добычу россыпных алмазов.
15 лет назад 44-летний Сергей Ларионов был назначен заместителем гендиректора Ленского пароходства, а фактически – антикризисным руководителем, поскольку номинальный глава компании Евгений ЧИСТЯКОВ тяжело болел, само пароходство медленно шло ко дну. Через два года Ларионов стал генеральным директором.
21 год назад из Тынды взяли исполнительным директором Якутских железных дорог 38-летнего Василия Шимохина, который через три года стал генеральным. Перед ним была поставлена задача сделать рыхлое предприятие не просто работающим, а рентабельным.
Некоторые думали о них как об авантюристах, которые взялись за непосильное дело. Меня не раз уверяли, что эти украдут, сколько смогут, потом уедут, купят коттеджи под Москвой и виллы за бугром.
Сейчас «Алмазы Анабара» добывают 11% алмазов «АЛРОСА» (примерно 3,9 миллиона карат) и дают 9% ее общей выручки (до 30 миллиардов рублей).
В прошлом году ЛОРП перевезло полтора миллиона тонн грузов и получило выручку в размере 8,3 миллиардов рублей.
«Железные дороги Якутии» в 2022 году перевезли 8,6 миллионов тонн грузов и 290 тысяч человек, выручка составила 9,5 миллиардов рублей.
***
Теперь, когда эти «обреченные на провал авантюры» стали историями успеха, нашлись те, кто утверждает, что «любой бы на их месте справился».
Чтобы понять, что успех приходит не к «любому», возьмем хотя бы примеры других аналогичных компаний.
Всем известна печальная участь также занимавшейся добычей россыпных алмазов компании «Нижнеленское», которая фактически обанкротилась и ее пришлось спасать, отдав «Алмазам Анабара».
По теме краха якутских пароходств написано много материалов и трудно разобраться, какие из них являются объективными, а какие – субъективными. Поэтому приведем только факты.
Арктическое морское пароходство имело около 70 эксплуатируемых судов, причем смешанного плавания – класса «река – море», большая часть имела арктические категории ледового усиления. Сейчас ничего не осталось, даже само название пароходства перешло к совершенно чужой компании, базирующейся в Архангельске.
Янское речное пароходство имело 91 судно, в 2022 году признано банкротом, в настоящее время, по данным Российского речного регистра (РКО), эксплуатируется только 16 судов, само же пароходство фактически прекратило свою деятельность.
В оправдание приводят различные доводы – начиная от краха советской экономической системы с ее огромными заказами на перевозки и большими дотациями, кончая устареванием плавсредств.
ЛОРПу также грозило банкротство, у него были те же проблемы – уменьшение объемов перевозок, сокращение бюджетных субсидий, большой износ флота, но компания, несмотря на доныне имеющиеся сложности, держится на плаву и даже развивается – покупает новые суда, развивает свою береговую инфраструктуру.
Шимохина сравнивать не с кем – нет в Якутии аналогичного железнодорожного предприятия. С соседними регионами сопоставлять также неправильно, у них огромный транзит грузов, например, по Восточно-Сибирской и Забайкальской железным дорогам проходит большой сквозной поток грузов и пассажиров.
***
Только со временем станет ясно, кому было труднее – Евсееву, Ларионову или Шимохину.
Евсееву пришлось все начинать практически с нуля, разворачивать добычу и инфраструктуру на пустом месте. Многое было внове, поэтому случались и просчеты, которые не оказались роковыми.
Но у начинающих новое дело есть большое преимущество – кадры они могут подбирать и расставлять по своему усмотрению, под текущие и стратегические задачи.
У Шимохина была подобная ситуация – переводя «Якутские желдороги» из строящегося объекта в полноценное железнодорожное хозяйство, у него также имелась свобода рук и действий.
Ларионову же пришлось вживаться в давно устоявшийся огромный и весьма консервативный, спаянный коллектив, который отторгал чужих.
Закономерно, что начинать совершенно новое дело было поручено молодому и деятельному 34-летнему Евсееву. Шимохин в 38 лет набрался жизненного опыта и ему хватало энергии и здоровья пахать – на стартовом этапе пришлось бешено вкалывать. А суровый коллектив речников не принял бы молодого и борзого, поэтому 44-летний Ларионов пришелся впору и ко двору.
За этими удачными назначениями стоит верный подход к кадрам со стороны президента АЛРОСА (когда он выбрал Евсеева) и республики Вячеслава Штырова.
У Штырова было немало ошибок с назначением ряда руководителей, но рациональных кадровых решений было больше.
Он сам являлся одним из наиболее успешных капитанов промышленности – сумел возглавить республику и был реальным претендентом на место федерального министра или замминистра. Напомним, что Виктор Бочаров был замминистра угольной промышленности СССР. Генеральный директор «Якуталмаза» Валерий РУДАКОВ был замминистра цветной промышленности СССР, потом стал министром-начальником Главного управления драгоценных металлов и алмазов «Главалмаззолото».
***
История республики – это не только деяния ее глав, духовных и общественных лидеров, деятелей культуры, науки и литературы, известных политиков и депутатов, получивших всенародное признание подвижников. Историю Якутии творят и руководители больших предприятий, ставшие примером либо показательного успеха, либо поучительного провала.
Но ни народ, ни журналисты, ни историки пока еще не готовы оценить беспристрастно и по достоинству победы и поражения крупных хозяйственных руководителей, особенно если они вот рядом. Это обычно объясняют тем, что «современникам трудно оценить масштабы личностей и их деяний» – мешают субъективные факторы, например, шлейфы реально громких или специально раздутых мелких скандалов и часто простых недоразумений. Но со временем все это наносное развеивается и остается признание обществом, иногда пусть и запоздалое, результатов их деятельности.
Современникам, вероятно, труднее оценить людей также из-за нашего патриархального менталитета, склонного к идеализации тех людей, которые кажутся героями – это должны быть безупречные во всех отношениях персоны.
В более развитых обществах есть понимание, что лидеры могут быть очень непростыми людьми, со всем спектром достоинств и недостатков, литература и кинематограф выработали объективные образы часто очень противоречивых лидеров. А наше все еще традиционалистское сознание цепляется за устаревшие стандарты оценки личностей. Не случайно среди саха наивысшая форма похвалы – «Простой человек». Такой подход присущ и многим народам нашей страны, поэтому советская пропаганда так усиленно внедряла имидж, например, Владимира ЛЕНИНА как простого человека. Литература и искусство соцреализма также делали акцент на очеловечивание лидеров, а под этим понималось, что они такие же простые люди, как любой рабочий или колхозник. Также играло свою роль стремление советских вождей быть ближе к народу, казаться выходцами из глубинного народа, а в СССР большую часть общества составляли рабочий класс и крестьянство.
Между тем, простой человек никак не смог бы решать комплекс сложнейших задач, который неизбежно встает перед руководителем, которому надо разворачивать новое дело или выводить крупное предприятие из глубокого кризиса. Тут нужны волевые качества часто на грани волюнтаризма, изворотливость мышления и поведения, авторитарность для понуждения подчиненных, жесткость для ломки сопротивления, когда надо настоять на своем, навязать свое понимание алгоритма действий и свою стратегию.
Среди героев статьи наиболее сложным характером, по общему признанию, обладает Евсеев, своенравный и вспыльчивый, причем у него гонор и эмоции часто берут верх над рассудком. Но это закономерное следствие его решительности и настырности.
***
И, конечно, таким руководителям часто присущи политические амбиции. И это нередко оборачивается против них.
Генеральный директор «Якутскэнерго» Константин ИЛЬКОВСКИЙ на выборах в Ил Тумэн в 2008 году выставил очень большую группу кандидатов и пошел на союз с Федотом ТУМУСОВЫМ. Штыров, конечно, воспринял такой шаг как попытку захватить парламент и создать мощный центр оппозиции. И через год Ильковский был смещен. Его преемник Олег ТАРАСОВ тоже не удержался, полез в большую политику – в 2016 году баллотировался в Госдуму, стал намекать многим, что не прочь сменить Егора БОРИСОВА на посту главы республики. И, разумеется, также через год его сняли с должности.
Матвей Евсеев пытался стать кандидатом в главы республики на выборах 2014 года против Борисова. Через два года он потерял должность гендиректора «Алмазов Анабара» – Борисов не мог позволить, чтобы ставший личным его врагом человек продолжал распоряжаться большими финансовыми и организационными ресурсами.
Сергей Ларионов никогда не проявлял такие политические амбиции – только регулярно избирался в Ил Тумэн, поскольку в нынешней системе власти депутатам-гендиректорам легче решать на уровне правительства и министерств республики проблемы своих предприятий. Поэтому многие гендиректора идут в депутаты, не ради статуса, а чтобы иметь дополнительный рычаг воздействия на чиновников.
Василий Шимохин, старающийся лишний раз не засвечиваться в СМИ, вообще ограничился депутатством в Алданском райсовете, затем в Томмотском горсовете. Свое местное депутатство он мотивирует тем, что ему важно иметь влияние на то, что происходит на территории, где базируются «Железные дороги Якутии», а головной их офис находится в Томмоте и переезжать куда-то не планируется.
***
«Политическая скромность» Ларионова и Шимохина не спасла их от рейдерских атак.
Когда ЛОРП окрепло, на пароходство стали зариться многие.
Помнится, как-то Егор Борисов спросил у меня, что думаю о Сергее Ларионове. Я сказал, что он вытаскивает стратегическое предприятие из кризиса, люди к нему притерлись и начали доверять. А Ленское пароходство – один из самых сложных для управления коллективов, тут нужна максимальная осторожность, навредить очень легко, а исправить будет чрезвычайно сложно. Борисов ничего не ответил, но было видно, что задумался.
Потом ни один из чиновников-рейдеров успеха не имел – ни бывший министр транспорта, ни даже действующий заместитель председателя правительства (он потом ушел в «Железные дороги Якутии»). Все их попытки убрать Ларионова и сесть на его место пресекались.
И правильно – у чиновников и у хозяйственников разные манеры и стили управления. Не обязательно четкий, организованный чиновник сможет стать успешным генеральным директором и наоборот. Тот же Ильковский, когда стал губернатором Забайкальского края, через три года был вынужден уйти, не справился. Бывают, конечно, универсалы, но они редки, поэтому запоминаются – таким был, к примеру, бывший первый секретарь Якутского горкома КПСС Владимир ПАВЛОВ.
Сейчас общественность республики с интересом следит за тем, как сложится у бывших крупных чиновников – первых заместителей председателя правительства республики Павла МАРИНЫЧЕВА и Алексея КОЛОДЕЗНИКОВА, возглавивших системообразующие предприятия: Маринычев сейчас гендиректор АЛРОСА, а Колодезников – «Сахатранснефтегаза».
Коренной якутянин Маринычев возглавил алмазный гигант спустя 22 лет после ухода Штырова, который родился в Якутии и состоялся как личность и руководитель. Поэтому многие очень хотят, чтобы Маринычев стал «вторым Штыровым» или же превзошел его. У него сейчас очень сложная задача – в период санкций сохранить стабильность и обеспечить развитие компании, от благополучия которой зависит и благоденствие жителей республики.
А перед «Сахатранснефтегазом» и Колодезниковым стоят большие задачи по масштабной газификации по поручению Владимира ПУТИНА, который дал распоряжение развернуть социальную газификацию и обеспечить газоснабжение территорий по маршруту магистрального трубопровода «Сила Сибири». Благодаря настоянию Айсена НИКОЛАЕВА, попутная газификация по маршруту «Силы Сибири» передана «Сахатранснефтегазу», хотя «Газпром» везде ведет газификацию через свои дочерние или аффилированные предприятия.
***
В одно время ЛОРП и Ларионова стала атаковать крупная федеральная корпорация «Старвей» (олигарх Феликс ЛЮБАШЕВСКИЙ в союзе с сыном тогдашнего всемогущего генпрокурора Юрия ЧАЙКИ). «Старвей» сначала купил транспортные и портовые компании в Иркутской области, затем приобрел Якутский речной порт и другие якутские логистические активы. И захотел проглотить ЛОРП. Но Ларионов отбился.
Любашевский атаковал также «Железные дороги Якутии» и Василия Шимохина. Наезд был серьезнее – с обысками, попыткой возбудить уголовное дело. Шимохин тоже отбился.
***
В 2016 году в Якутск приезжал председатель правительства Дмитрий МЕДВЕДЕВ. У него состоялась встреча с активом «Единой России» в здании ЛОРП.
По обычно соблюдаемому с советских еще времен протоколу, премьер должен был познакомиться с хозяином здания, полагалось хорошим тоном зайти в хозяйский кабинет. И вот Медведев зашел в кабинет Ларионова.
И очень долго не выходил.
Свита начала нервничать, Егор Борисов заглянул смотреть, почему Медведев так задерживается. И увидел – Медведев и Ларионов оживленно дискутируют.
Затем на собрании якутского актива «Единой России» Медведев эмоционально говорил о настоятельной необходимости поддержать развитие речного транспорта в Якутии и подчеркнул, что нужно обновление флота. Так сдвинулся вопрос строительства Жатайского судостроительного завода.
Потом Медведев лично проследил за тем, чтобы в распоряжение Якутии незамедлительно был передан федеральный пакет акций ЛОРП – случай крайне редкий, чтобы федералы так просто отдавали какому-либо региону свои акции.
***
Очень ярко характеризует человеческие качества Евсеева, Ларионова и Шимохина то, что они до сих пор благодарны доверившему им большую ответственность. Они не только тепло отзываются о Вячеславе Штырове, но и стараются поддержать его.
Благодарными бывают, вероятно, благородные люди – ценят благодеяние многие, но не все долго помнят добро.
И, видимо, такие люди сами тоже любят благотворение. Каждый из них троих, естественно, постоянно оказывает большую поддержку нашим бойцам, за которых сердца болеют у всех нас, ездят в зону СВО и в госпитали.
Евсеев за счет спонсорских средств своего предприятия построил в 2020 году в родном Сунтарском улусе огромный и красивый дворец культуры – Центр народного творчества общей площадью свыше 1,6 тысячи квадратных метров. Причем это были средства его частного предприятия, а не государственного или с участием государства.
В 2018 году один мой московский товарищ, поклонник Леонида ЮЗЕФОВИЧА и его романа «Зимняя дорога», восхищался тем, что в Якутии произошло красивое и символичное завершение Гражданской войны – на месте боев встретились потомки красного командира Ивана СТРОДА и белого генерала Анатолия ПЕПЕЛЯЕВА и состоялось их примирение. Я удивился, что вот даже москвичи знают, а я от них узнаю. Поискал в Интернете – оказалось, эту впечатляющую акцию задумал и организовал Ларионов. В российской истории не припомнить таких прецедентов – чтобы через век потомки легендарных командиров красных и белых встретились и примирились. Наверное, Юзефович допишет свою книгу – она должна быть завершена этим событием с очень глубоким смыслом.
У Шимохина есть частный благотворительный фонд «Развитие города Томмота», он реализует множество социально значимых проектов в своем Алданском районе.
***
Часто люди неправильно считают красноречие неизменным качеством успешного руководителя. Но оно больше присуще политикам и общественным деятелям, это их инструмент достижения и удержания власти и/или статуса. Большинство хозяйственников совсем не блестящие ораторы, они привыкли излагать свои мысли простыми словами, более доходчивыми до подчиненных.
Один из самых успешных современных менеджеров Якутии – начальник Упрдора «Вилюй» Николай АНДРЕЕВ, безусловно, проигрывает своему бывшему заместителю Эрнсту БЕРЕЗКИНУ в умении выступать перед большими аудиториями.
Но именно Андреев методично закатывает в асфальт десятки и сотни километров федеральных дорог «Вилюй» и «Колыма» – сейчас до Бердигестяха и Чурапчи уложен качественный асфальт, а сама трасса «Вилюй» стала лучше, я много раз езжу по ней. А ведь совсем недавно были времена, когда летом она была практически непроходимой. У Валерия МЕКУМЯНОВА есть пронзительный рассказ, лучший в его творчестве, о том, как летом люди поехали из Якутска в Сунтар и доехали, удивив всех. Сейчас этот рассказ читается как миф о каких-то стародавних временах.
***
Борис АКУНИН совершенно справедливо считает, что «Самым главным из человеческих талантов является дар управления».
Мы обычно ценим талантливых людей, будь то мастера искусств и слова, корифеи науки, а в наше время – также и блогеров, например, Панду Саха любят смотреть многие.
Но научимся ли ценить наделенных высшим даром – умением управлять?
Источник: Иван НИКОЛАЕВ
Читайте нас в: